Не всё мне понятно и не со всем согласен, тем не менее, считаю возможным отрепостить, авось кому поможет. После поста про обывательские рассуждения, многие обратились с пожеланием выслушать таковые рассуждения от меня. Некоторые выразили даже, что нечего, мол, умничать; конгресс, немцы какие-то. Говори прямо - за большевиков али за коммунистов? Вот вам мое личное обывательское мнение по теме. Делайте с ним, что хотите. * * * Что происходит? Война. Как это всегда и бывает, когда договориться не получилось. Война, естетственно, не с какой не с Украиной. Украинцы здесь - пушечное мясо. Весьма неплохая (русские люди умеют воевать, да) колониальная пехота имеющая умереть за интересы Цивилизованного Мира (тм). Шире - происходит смена модели мироустройства. Еще шире - происходит крушение текущей цивилизационной модели. И безболезненно пройти этот процесс не получится. Тем более, что вообще неясно, на что эта модель сменится. Можно ли это остановить? Нет. Войны не выключаются, как бытовые приборы. Их нельзя "остановить". Это не троллейбус. По этой причине, все #нетвойне-акции и призывы (к кому?) - пердеж в лужу. Можно ли было избежать? Нет. Эту войну с нашей стороны оттягивали 8 лет. Она, по сути, уже шла, но ее никто не хотел признать. Наши торгашеские элиты вертели жопами, как стриптизерши на шестах, пытаясь избежать императива “Путин, введи войска”. Не вышло. Не вытанцевалось. Пришлось ввести. Что будет? Будет война. До победы или исчерпания сил. Условия того или другого будет, разумеется, определять консенсус элит. В настоящее время, в установлении мира не заинтересована ни одна из сторон. Как отношусь сам? Лично я войны не хотел и не хочу. Но коль скоро она уже идет, я однозначно и полностью на стороне своей родины. У меня другой нет и никогда не будет. Права ли Родина? Знаю, что Славой Жижек (вы его не знаете, но это неважно; философ такой) сказал, что, мол, им, европейцам (sic), Россию следовало своевременно кастрировать, и тогда бы она не "изнасиловала" Украину. Можно взглянуть на это высказывание как на некий мысленный концентрат. Опустим вопрос о фиксации г-на философа на половых органах. Но вы простите меня за цинизм - что такого небывало ужасного совершила Россия, чем на постоянной основе не занимается Цивилизованный Мир (тм)? Запустила геноцид, этнические чистки? Запятнала себя беспрецедентным количеством военных преступлений? Может быть, пленных на камеру массово пытает, забивает до смерти и режет им глотки? Ничего даже близко похожего. Да и вообще, припомните: на все (все) попытки российских элит хоть как-то договориться по-хорошему, следовал бурный смех из зала. Отвечали, что, мол, эти ваши абсолютно неприемлемые требования (на минуточку - не колоний и контрибуций, а убрать военные базы от границ) возможны только по результатам военной победы. А теперь нам из того же зала рассказывают, что буква Z - это, дескать, "новая свастика". Не угодно ли? Мы наблюдаем тут абсолютно готтентотскую мораль и весьма дешевую софистику. Давайте так: война - это однозначное зло. Но либо можно всем, либо никому. И поскольку "никому" даже не обсуждается, то и от моей родины отъебитесь, пожалуйста. Спасибо. Жалко ли Украину? Еще как. Мирные люди, которые сейчас гибнут и страдают, во всех этих политических дрязгах абсолютно не виноваты. И их очень, очень жалко. До слез. Потому что, если/когда эта война перейдет во что-то более масштабное, мы с вами моментально окажемся на их месте. А ведь нет более искренних слез, чем по самим себе. Кто виноват? Персонификация зла - очень древний механизм психологической защиты. Испуганным людям нравится быть идиотами. Махать лозунгами, сыпать проклятиями. Это, до некоторой степени, снимает стресс. Но ничего не объясняет. Только примитивизирует, отупляя того, кто таким механизмом пользуется. Как водки стакан засадить. Реально же, происходящее - огромный объективный процесс. У него нет “виновника”. Зато есть причины. По мере укрупнения и углубления, основные видимые мне причины таковы (разумеется, не претендую на интеллектуальную мощь анализа г-на Жижека): а) Полный проёб нашими элитами гуманитарной политики. Идейной повестки в стране - почти ноль. Философской мысли - ноль. Культуры - отрицательная величина. Осознание важности этих вопросов в элитах фактически отсутствует - они отданы на откуп проституткам на доверии и богемным пидорам “со связями”. Наша “мягкая сила” почти на 100% состоит из того, что создано предками - от Достоевского и Чайковского до победы в ВОВ. Это как если бы наша армия была вооружена берданками и картечницами. Как результат, российское гуманитарное влияние - я уж не говорю, на весь мир, но хотя бы на постсоветское пространство - слабейшее. А политические ставки очень высоки. Приходится влиять тем, что есть и что работает - армейскими тактическими группами. б) Паразитарная экономическая политика Запада себя исчерпала. Ресурсов для поддержания у себя страты “средний класс” больше не хватает. Экономическое давление на страны "периферийного капитализма" усиливается. Одновременно, во многих из них стремительно растут возможности и запросы. Формируются превичные национальные элиты. (“Развивающиеся страны” таки до чего-то развились; сюрприз, правда?) Неэквивалентный обмен, за счет которого обеспечивается весь западный банкет, протекает со все большим скрипом. На подавление осмелевших папуасов уже не хватает сил. Обостряется риторика. Рушатся правила и договора. Расцветает то, что в обиходе называется словом “беспредел”. в) Запад переживает свой (а значит и мировой) идейный упадок. То, что стыдливо называется красивым словом “постмодерн” - в идейном смысле то же, что в 19 веке стыдливо называлось “французской болезнью” (сифилис). Очевидный этический и смысловой тупик западного целеполагания пытаются залатать на скорую руку “экоповесткой”, “правами меньшинств” и прочим Илоном Маском. На старых дрожжах как-то прокатывает, но все слабее и неубедительнее. Массам всё это говно приходится буквально вколачивать в головы с помощью институтов информационного гестапо. Запад утрачивает глобальный культурный авторитет. Философия давно пребывает в деменции. Музыка, литература, ИЗО - мельчают до штукарства и лубка. Даже Голливуд перестает быть “фабрикой грез”. Его образы и посылы все чаще отпугивают простого обывателя. Никаких реальных альтернатив западное идейное поле не предлагает. Неизбежен традиционалистский реванш. Однако, на Западе попытки откатить эпоху в старые добрые времена (“Make America Great Again”) натыкаются на яростное сопротивление хунвейбинов-“прогрессистов” и очевидно провальны. Фарш упорно отказывается возрождаться в мясо. В этой ситуации внезапный гандикап получают “недоразвитые” “развивающиеся страны”, переживающие в настоящее время расцвет 19-20-векового модерна. Этическая девственность (не путать с невинностью) дает ощущение правоты нарождающимся национальным самосознаниям. Итог - консервативная революция "снизу". Что делать? Жить. Заниматься своим делом. Пока есть такая возможность. а) Контролировать эмоции. На эмоциях хорошо обнимать любимых и смотреть кино с Одри Хэпберн. В остальных случаях, их лучше держать в кулаке. б) Соблюдать мозговую гигиену. Не впитывать все подряд. В условиях инфовойны, мозг и психика - поле боя. Помните: мозг наш гораздо слабее, а психика уязвимее, чем мы думаем. Берегите их. Всегда проще беречь исправное, чем чинить сломанное. в) Строго держаться порядка и порядочности. И в собственном теле, и дома, и в делах, и в отношениях. Вообще везде. Это придаст сил и спокойствия не только нам самим, но и окружающим. А это, в свою очередь, спасет много жизней. Есть ли повод для оптимизма? Конечно. Я всегда верю в лучшее. Несмотря на очевидную бесперспективность этой затеи. Credo quia absurdum. Кроме того, на фоне общей чудовищности происходящего, наблюдаются и некие плюсы. Мы все зашевелились. Пока было все ровно и сыто, мы лениво разменивались по мелочам. Сейчас волей-неволей многим приходится меняться. Очищаться от всякой дряни. Это замечательно. Это внушает оптимизм. Тут и там, в условиях войны, люди проявляют самые лучшие свои качества. Самоотверженность, смелость, любовь к ближнему. Волонтеры помогают людям на территории боевых действий. Спасают стариков. Даже кошек и собак. Слышал, что количество семей, готовых принять детей-сирот с Донбасса превышает число последних в 5 раз. Это характеризует наше общество с самой лучшей стороны. Чем не повод для радости? Всё это моменты настоящего неподдельного добра. Не лицемерного хипанского говна, за которым мещане прячут собственную трусость. А добра, могучего. Могущего сдвинуть вселенную. Вот.