Да кто такие эти ваши традиционные ценности?! Последние годы отечественное начальство активно педалирует тему «традиционных ценностей». С этой позиции Россия является неким консервативным бастионом, который противостоит «западным извращениям». Чтобы не быть голословными, приведём фрагмент из речи действующего президента с форума «Валдай», сказанную в 2021 году: «Адепты так называемого социального прогресса полагают, что несут человечеству какое-то новое сознание, более правильное, чем прежде. И дай бог им, флаг в руки, как у нас говорят, вперед. Только вот, знаете, о чем сейчас хочу сказать: предлагаемые ими рецепты совершенно не новы, все это – как это, может быть, кому-то покажется неожиданным – мы в России уже проходили, у нас это уже было. Большевики после революции 1917 года, опираясь на догмы Маркса и Энгельса, тоже объявили, что изменят весь привычный уклад – не только политический и экономический, но и само представление о том, что такое человеческая мораль, основы здорового существования общества. Разрушение вековых ценностей, веры, отношений между людьми вплоть до полного отказа от семьи (такое было), насаждение и поощрение доносительства на близких – все это объявлялось поступью прогресса и, кстати говоря, в мире достаточно широко поддерживалось тогда и было модным – так же, как и сегодня. Кстати говоря, также большевики проявляли абсолютную нетерпимость к любым другим мнениям». vk.cc/chAuAc Слабость всех консерваторов, которые стремятся заморозить общественное развитие, состоит в том, что отстаивая «традиционные ценности», не совсем ясно, что такое традиция. Ценности какой эпохи должны стать для нас образцами? Имперские (а какого периода?), советские (а тут?) или, может, ельцинистские? Когда мы, придерживаясь марксистского метода, начинаем восхождение от абстрактного к конкретному, то становится ясно, что никаких универсальных и вечных ценностей на все времена и для всех слоёв общества просто не существует, так как ценности, являясь элементом надстройки, отражают устройство конкретного общества. Патриархальные ценности и традиции русской деревни всего лишь сто-двухсотлетней давности, включая снохачество, для современного городского жителя будут дикостью и варварством, когда ему объяснят, что означают эти странные слова. Даже если брать нашу недавнюю историю, то ценности советского общества с приоритетами коллективизма и взаимовыручки являются полным антиподом современного российского общества, где с начала 90-х нам говорят о необходимости конкуренции и о том, что человек человеку волк. Даже если мы рассмотрим официальный список традиционных ценностей, подготовленный Министерством Культуры, он тоже вызывает множество вопросов, так как в качестве ценностей определены предельно абстрактные понятия. Вот полный список этих ценностей: «Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, ответственность за судьбу Отечества, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память, преемственность поколений, единство народов России». vk.cc/chAxV0 Слова, бесспорно красивые, важные. Проблема в том, что традиционные ценности, определённые начальством, мягко говоря, расходятся с объективной реальностью. Другими словами, они не имеют за собой никакого сущностного наполнения. Возьмем, например, жизнь, которую определяют как ценность. Теперь зададимся вопросом, сильно ли управленцы переживают за жизни простого люда? Помимо того, что страна последние десятилетия претерпевает бесконечные «оптимизации» социальной сферы, так ещё и население постоянно «отрицательно увеличивается». В прошлом году, например, естественная убыль превысила миллион человек. vk.cc/chAyfJ. Да и по самоубийствам среди мужчин мы впереди планеты всей, что очень хорошо характеризует социальный климат внутри страны. Выглядит это как забота о жизни человека, выглядит это как взаимопомощь? Даже в условиях мобилизации — очевидно крайне важного события для государства, для его сохранения, как говорят нам чиновники, многие люди вынуждены сами покупать себе обмундирование. Проходят народные сборы на него. Государство даже тут не в состоянии как следует позаботиться о людях. Где тут взаимоуважением и справедливость? Где единство? Да и от кредитов никто никого освобождать не собирается... Зная всё это, помните, что в современной России ценятся жизнь, достоинство, милосердие и так далее по списку. Не менее странно в числе традиционных российских ценностей выглядит «крепкая семья», учитывая, что количество разводов превышает количество браков. Например, в мае в России было заключено 44,7 тысяч браков, а произошло 58,7 тысяч разводов. vk.cc/chABCP Добавьте к этому вечный кошмар традиционалистов в виде огромного числа однополых семей (мама + бабушка) и получим картину, где типичная современная российская семья – это разведённая женщина с ребёнком. Нужны ли нам такие ценности? Большой вопрос. Даже такая прогрессивная ценность, как гуманизм, в предельно антагонистическом обществе принимает абстрактный, выхолощенный характер. Декларируя гуманизм, то есть любовь к человеку, все последние годы мы можем наблюдать лишь ожесточение режима по отношению к нему. Говорить про безнаказанность для представителей высших классов по отношению к низшим даже не приходится. Наверное, вы и так знаете истории, когда дети богатых родителей выходили сухими из воды или получали минимальное наказание, когда сбивали насмерть простых людей. О каком человеколюбии, каких ценностях здесь может идти речь? Подводя итог, хотим зафиксировать следующие моменты: 1) Абстрактных вечных ценностей просто не существует. Ценности формируются и существуют внутри конкретных обществ в конкретных обстоятельствах. Исторический и классовый контекст никто не отменял. Его надо учитывать. 2) Попытки искусственно насадить ценности обществу, которые далеки от объективной реальности, конкретных материальных условий жизни людей, обречены на провал, так как будут вызывать лишь их отторжение. Достаточно посмотреть хотя бы на позднее советское общество. Разложившаяся партийная номенклатура до упора рассказывала обществу, что все дружно идут в коммунизм. В действительности, кроме пустых лозунгов не было ничего. Всё это вызывало тошноту и то самое желание перемен. 3) Само понятие «традиционных ценностей» крайне абстрактно и требует конкретизации. То, что являлось ценным в одной эпохе, может не быть им в другой. Кровная месть, которая, к слову, практикуется в некоторых регионах нашей страны, является абсолютно неприемлемой для большинства людей, хотя какое-то время назад была абсолютной нормой. Означает ли это, что никакие ценности не нужны обществу? Нет, не означает. Ценности, как уже было сказано выше, должны соотноситься с реальной жизнью людей, отвечать их интересам. Другими словами, быть органичными для общества. Ценности свободы, равенства и братства соответствовали уровню развития и интересам французского общества, которое уже переросло феодализм и стремилось к капитализму. Именно поэтому эти ценности и нашли отклик в широких массах. Наши же начальники пока ограничиваются декларациями о необходимости крепких семей, социальной справедливости и так далее, полистывая книжки Ильина о «России, которую мы потеряли». #пролетарская_заметка@voxpopuliclub #статистика@voxpopuliclub